Верхувен, Пауль

Верхувен, Пауль
(Verhoeven, Paul)
   Голландский и американский кинорежиссер. Родился 18 июня 1938 года в Амстердаме, Голландия.
   Перед молодым доктором физикоматематических наук, с блеском за кончившим университет в Лейдене, Паулем Верхувеном открывалась самая заманчивая карьера, когда он неожиданно для своей семьи круто изменил свою судьбу и ушел работать в кинематограф. Именно здесь он нашел подлинное призвание. Сначала это были короткометражные учебные ленты для армии, затем — документальные и игровые ленты для телевидения.
   Дебют Верхувена в игровом кинематографе состоялся поздно, ему уже исполнилось тридцать три года, когда в 1971 на экраны вышла его первая полнометражная картина — «Работа есть работа», в которой рассказывалась история двух амстердамских проституток, показывались их праздники и «трудовые будни». Однако, главным, что привлекло внимание к картине, была не столько шокирующая тема, сколько умело воссозданная атмосфера ночного Амстердама, особого мирка, где уродливое соседствует с прекрасным, а целомудрие с развратом. (Интересно отметить, что оператором на этом фильме у Верхувена работал Ян Де Бонт, впоследствии также как и Верхувен, ставший одним из известных режиссеров Америки).
   Вторую ленту «О, Джастин, о, Джастин» уже отличал зрелый профессионализм, а третьей по счет;" работе «Турецкие сладости» суждено было стать одной из самых известных и скандальных картин, сделанных в Голландии. История взаимоотношений юной парочки в блистательном исполнении Рутгера Хауэра (актера, открытого Верхувеном, с которым его связывало многолетнее сотрудничество) и Моник Ван Ден Вен в руках другого режиссера вполне могла бы превратиться в банальную мелодраму, но Верхувен сумел придать ей колорит эпатажной скандальное и и шокирующей откровенности. Словно соревнуясь друг с другом, герои как будто наслаждаются своими садомазохистскими играми, не замечая, как постепенно их жизнь превращается в кошмар. Поединок двух характеров, поединок, где нет и не может быть победителей, был показан настолько ярко и провокационно, что за Верхувеном прочно закрепилась репутация режиссерабунтаря, умышленно попирающего законы морали. И Верхувен не обманывает ожиданий — его следующая работа — «Китти-вертихвостка» — была логическим продолжением темы, начатой ранее. В центре ленты — биографическая история провинциалки, приехавшей в большой город, и на собственном горьком опыте познавшей все «прелести» жизни городского дна.
   Умение превратить банальный сюжет в философскую притчу, в которой все обнажено до предела — причем, не только тела героев, но и их мысли и души, шокируюшая откровенность режиссера не всем пришлась по вкусу. Но даже его критики не могли не признать, что откровенная, подчеркнутая эротичность его картин «Солдат королевы» (1977), «Лихачи» (1980), «Четвертый человек» (1979) была далеко не самоцелью, а лишь средством для показа крушения идеалов его героев, для которых физиологическая, сторона любви была последней надеждой остаться в живых...
   Однако , взгляды Верхувена и его фильмы, сдобренные изрядной долей натурализма, не нашли особой поддержки у власть имущих в кинематографе Голландии, и посему автор скандальных работ в поисках признания и денег почел за благо уехать в Америку, «прихватив» с собой несколько интересных сюжетов и «своего» актера Рутгера Хауэра. Верхувен прекрасно понимал, что во многом именно Хауэру он был обязан успехом своих лент.
   Рутгер Хауэр, в облике которого удивительным образом сочетались Добро и Зло, «порочный ангел», как его называли критики, обладавший удивительной амбивалентностью актерского облика, как нельзя более точно воплощал на экране замысел автора, каждый раз доказывая зрителям, что жизнь гораздо богаче схем, и в одном человеке может жить и Дьявол, и Ангел, и он в равной степени способен совершать как благородные, так и низкие поступки.
   Их первым совместным трудом в Новом свете, привлекшим всеобщее внимание, стала яркая постановочная картина «Плоть и кровь», повествующая о приключениях наемника во Фландрии XVI века, где эпатирующий стиль подачи материала, свойственный Верхувену, пришелся как нельзя более кстати.
   Получив в Америке «зеленый свет», режиссер с увлечением взялся за работу, причем кассовый успех его лент постоянно шел по нарастающей. «Робокоп» (1987), рассказ о суперполицейском, который и после превращения его в киборга сохранил в себе все лучшие человеческие качества, пришелся по вкусу и любителям фантастики, и поклонникам мелодрамы, ибо там в равной степени присутствовали элементы обоих жанров. «Вспомнить все»(1987) стал триумфом и режиссера, и актера — Шварценеггера, герой которого совершал целую революцию на Марсе, а «Основной инстинкт» (1992), апофеоз утонченного секса и эстетизированного насилия, восхитил всех, включая даже скептиков-критиков, которые по достоинству оценили как мастерство актеров — Шарон Стоун и Майкла Дугласа, так и умение постановщика создать захватывающий триллер, соединив его с подробным психоанализом.
   Познав пружины коммерческого успеха, Верхувен тем не менее и в пуританской Америке остался верен себе, и потому волна критики, обрушившаяся на его «Стриптизерок» (1995), была во многом умышленно спровоцирована им самим. Слишком эпатажной и шокирующей оказалась его картина, где героини в течение всего экранного времени демонстрировали не только стриптиз тела, но и обнажали свои души, (что в отличие от красивых тел, было зрелищем гораздо менее приятным), Провал фильма в прокате изменил планы Верхувена, и он, не желая больше рисковать репутацией, выпустил на экраны в 1997 году фантастический боевик «Звездный десант», блокбастер, где очередной космический боец-летчик (в исполнении тогда еще малоизвестного актера Каспера Ван Дьена) бесстрашно вступает в борьбу с очередными мерзкими галактическими пришельцами, и конечно же, побеждает их. Однако Верхувен не был бы Верхувеном, если бы удовлетворился постановкой обычного фантастического фильма, пусть и с суперспецэффектами. В его трактовке героям ленты предстоит одержать победу не только над тварями, пришедшими из космоса, но прежде всего над собой, своими страхами и инстинктами. Впрочем, именно это и делает работу режиссера интересной для зрителя.
   И. Звегинцева
   Фильмография:
   в Голландии:
   ◘ "Работа есть робота" (Business Is Business /Wot Zien Ik/ Memoirs of о Streetwalker), 1971;
   ◘ "О, Джастин, Джастин" (Oh, Justin, Justin), 1972;
   ◘ "Турецкие сладости" (Turkish Delight), 1973;
   ◘ "Китти Вертихвостка" (Keetje Tippel/Cathy Tippel/ Katie's Passion), 1975;
   ◘ "Четвертый человек" (The Fourth Man/De Vierde Man), "Солдат Королевы" (Soldier Of Orange), 1979;
   ◘ "Лихачи" (Spetters), 1980;
   в США:
   ◘ "Плоть и кровь" (Flesh + Blood)1985
   ◘ "Робокоп" (Robocop), 1987;
   ◘ "Вспомнить все" (Total Recall), 1987;
   ◘ "Основной инстинкт" (Basic Instinct), 1992;
   ◘ "Стриптизерки" (Showgirls), 1995
   ◘ "Звездный десант" (Star Ship Troopers), 1997.
   Библиография: Александровский Л. Пауль Верхувен —Блудный Сын Страны Босха. //Видео Асе Премьер. № 36. 1987.; Боброва О. Мастера и подмастерья ужасного цеха. //Видео Асе Премьер 1995.. № 26.; Компаниченко Г. Опасные сексуальные игры. //ТВ Парк. 1995. № 40.; Маршева О. Последняя война. //Кинопарк 1998. № 1; Bullman R. Interview //Cinema, 1996. Feb., Wilmington M. On Dangerous Ground //Film Comment. 1990. № A.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Верхувен, Пауль" в других словарях:

  • ВЕРХУВЕН Пауль — ВЕРХУВЕН (Верховен) (Verhoeven) Пауль (р. 1938), нидерландский кинорежиссер. Начинал карьеру как документалист, в 1971 дебютировал в игровом кино. Удачно сложился его творческий союз с актером Рутгером Хауэром (см. ХАУЭР Рутгер). Известность… …   Энциклопедический словарь

  • ВЕРХУВЕН Пауль — ВЕРХУВЕН (Verhoeven) Пауль (Пол) (р. 18 июля 1938, Амстердам, Голландия), голландский и американский режиссер, сценарист. Соотечественник и поклонник Иеронима Босха и обоих Брейгелей, изощренный гений грубого натурализма и брутальной эротики… …   Энциклопедия кино

  • ВЕРХУВЕН Пауль — П. Верхувен …   Энциклопедия Кольера

  • Верхувен, Пауль — Пол Верховен Paul Verhoeven Пол Верховен. 2006 год. Дата рождения: 18 июля 1938(70 лет) Место рождения: Амстердам, Нидер …   Википедия

  • Верхувен Пауль — Пол Верховен Paul Verhoeven Пол Верховен. 2006 год. Дата рождения: 18 июля 1938(70 лет) Место рождения: Амстердам, Нидер …   Википедия

  • Верхувен — Верхувен, Йерун (р. 1980) нидерландский футболист Верховен, Пол (Верхувен, Пауль) (р. 1938) нидерландский и американский кинорежиссёр …   Википедия

  • ВЕРХУВЕН (Verhoeven) Пауль — (р. 1938) нидерландский кинорежиссер. Начинал карьеру как документалист, в 1971 дебютировал в игровом кино. Удачно сложился его творческий союз с актером Рутгером Хауэром. Известность принесла ему эротико сатирическая комедия Турецкое наслаждение …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пауль Верхувен — Пол Верховен Paul Verhoeven Пол Верховен. 2006 год. Дата рождения: 18 июля 1938(70 лет) Место рождения: Амстердам, Нидер …   Википедия

  • ЧЕТВЕРТЫЙ МУЖЧИНА — «ЧЕТВЕРТЫЙ МУЖЧИНА» (De vierde man) Нидерланды, 1983, 104 мин. Эстетский триллер с мистическими и комедийными мотивами. Герард Реве, писатель алкоголик, гомосексуалист и вместе с тем рьяный католик, приезжает в другой город для чтения лекций по… …   Энциклопедия кино

  • ЛИХАЧИ (1980) — «ЛИХАЧИ» (Spetters) Нидерланды, 1980, 115 мин. Молодежная спортивная драма. Пауль Верхувен возвращается в этом фильме к молодежной тематике и чуть эпатажной манере подачи материала, которые принесли ему скандальную славу в ранней ленте «Турецкие… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»